Женщины в мужских ролях

В кадре не только девушки: как устроен гендерный дисбаланс в кино

Фото: HBO.

Названа поза, которая не оставит ни одну женщину без оргазма
7 часов назад
Сварите чеснок в молоке и выпейте отвар: хватит одного раза
8 часов назад

«В 2020 году количество женщин-главных героев в самых популярных фильмах резко сократилось», — заключила Марта Розен, исполнительный директор Центра женщин на телевидении и в кино при Университете Сан-Диего, сравнив данные за 2019 и 2020 годы.

Сексизм в киноиндустрии обсуждается уже много лет. Согласно исследованию, проведенному учеными Университета Южной Калифорнии при поддержке ООН и Фонда Рокфеллера, в 2014 году женщины составляли всего 30,9% персонажей, о которых говорили или называли, и играли главные роли только в 23,3% фильмов.

Согласно 120 киноисториям из 11 стран, только 22,5% киногероинь работали, а остальные не уделяли внимания своей профессиональной деятельности. А из тех, кто «работал», только 15% играли менеджеров, политиков, ученых или математиков.

Сколько женщин и мужчин показывают в кино

Тест Бедделла — это способ определения гендерной предвзятости в художественной литературе. В соответствии с ним, каждый фильм должен иметь

  1. Не менее двух женских персонажей
  2. Поговорите друг с другом.
  3. Однако он не предназначен для мужчин.

Это выражение высмеяла художница Элисон Бечдел в своем комиксе 1985 года Dykes to Watch Out For. Она говорит, что позаимствовала свод правил у своей подруги Лиз Уоллес, вдохновившись работами Вирджинии Вульф.

Дайкс, за которым нужно следить, 1985 год.

В каждой шутке есть своя правда. Действительно, тест Бекделла (реже называемый тестом Бекделла-Уоллеса) вызвал дебаты о представлении женщин в поп-культуре, особенно в кино.

Сама она не считает плохими те фильмы, которые не соответствуют ее критериям. В некоторых случаях отсутствие женских персонажей оправдано. Например, когда есть только один главный герой или когда действие происходит в специфической ситуации, где женщина не вписывается в контекст (например, мужская тюрьма, биографический фильм).

Согласно анализу 4 000 фильмов, проведенному сайтом bechdeltest.com, в период с 1995 по 2015 год только 37% фильмов «не прошли» тест на гендерную репрезентативность. В настоящее время на сайте представлено 8 930 фильмов.

  • 57,6% соответствуют всем трем критериям Bechdeltest.
  • 10,2% встречались с двумя, и
  • 22,1% встречались с таким человеком, и
  • 10,1% не ответили ни на один из них.

Между тем, в период с 2019 по 2020 год количество женщин в главных ролях в самых кассовых фильмах в США сократилось с 40% до 29%, говорится в докладе Калифорнийского университета в Сан-Диего. Эти данные основаны на анализе Box Office Mojo 1000 американских фильмов и 22 000 персонажей с 2002 по 2020 год.

В 49% фильмов 2020 года главный герой был мужчиной, а в 22% случаев главный герой был мужчиной или женщиной. Интересная деталь: на съемочных площадках, где есть хотя бы одна женщина-режиссер и/или сценарист, девушки играют главную роль в 60% фильмов, в то время как в полностью мужских коллективах они делают это лишь в 17% случаев.

В каких видах преобладают женщины?

В 2020 году женщины будут чаще сниматься в фильмах ужасов (39%), драмах (22%) и боевиках/экшн-фильмах (22%). Почти половина (49%) мужчин снимались в драмах, 18% — в боевиках и 15% — в комедиях. Среди главных героев, которые появились хотя бы в одной сцене и сыграли вспомогательную роль в сюжете, 38% женщин (по сравнению с 37% в 2019 году) и 62% мужчин (по сравнению с 63% в 2019 году).

Женщины более распространены на потоковых сервисах. По данным USC Annenberg Inclusion Initiative, 41,1% (38,9% в 2018 году) женщин играли главные роли в фильмах, выпущенных на Netflix в 2019 году, и 47,3% (46,4% в 2018 году) в сериалах на платформе. Данное исследование основано на анализе 126 фильмов и 180 сериалов, вышедших на платформы в 2018-2019 годах.

Пришла печальная новость. Россия скорбит
9 часов назад
Путин утвердил 13-ю пенсию: получат все, кроме...
9 часов назад

Потоковые платформы дают реалистичное представление о гендерном распределении в США. Согласно переписи населения, 50,8% женщин проживают в своем регионе.

Кто больше разговаривает

Помимо этого, сколько представителей разных полов участвуют в диалоге во время исполнения и как много они могут сказать. Согласно отчету Калифорнийского университета в Сан-Диего, в 2020 году количество «говорящих» женских персонажей в самых кассовых фильмах США увеличится на 2% по сравнению с 34% в 2019 году, то есть на 36%.

Количество «озвученных» героинь на Netflix останется примерно таким же: 39,9% в 2018 году и 36,1% в 2019 году (данные за 2020 год пока не доступны). Сегодня мужчины говорят в кадре значительно чаще женщин, но меньше, чем 19 лет назад: 64% героев самых популярных фильмов США в 2020 году по сравнению с 72% в 2002 году.

Авторы The Pudding проанализировали 2500 самых успешных американских фильмов 2015 года и обнаружили, что женщинам было что сказать больше, чем представителям противоположного пола, всего в 22% фильмов. 34% времени длился второй по продолжительности диалог. Только в 18% фильмов две из трех главных ролей сыграли женщины, по сравнению с 82% фильмов с мужчинами в главных ролях.

Возраст героев в кадре

Большинство женских персонажей в самых кассовых фильмах США моложе своих коллег-мужчин, говорится в отчете Калифорнийского университета в Сан-Диего. Большинству девушек в кадре около 30 (29%) или 20 (24%) лет, а персонажам мужского пола — около 30 (31%) или 40 (28%) лет.

По данным The Pudding, актеры в возрасте от 22 до 31 года говорят больше всех девушек в кадре (38%), в общей сложности около 21 миллиона слов. Почти такая же доля (39%) экранных мужчин говорит 55 миллионов слов. Это актеры в возрасте от 42 до 65 лет. Актеры этого возраста произносят всего 11 миллионов слов.

Жизненные цели и поведение в кадре

Анализ самых кассовых американских фильмов 2020 года показал, что женские персонажи чаще попадали в кадр в той или иной семейной ситуации, в отличие от мужских — в 47% фильмов по сравнению с 35%. С другой стороны, мужские персонажи чаще имели узнаваемое рабочее место, чем женские — 57% по сравнению с 73% фильмов.

Актеров и актрис видели выполняющими свои профессиональные обязанности 59% времени и 41% времени соответственно. Более чем в половине фильмов (59%) актеры играют роли, тесно связанные с их профессиональным статусом, в то время как актрисы играют персонажей, для которых они хотят создать личную жизнь (54%).

Согласно исследованию Университета Вашингтона, в отличие от мужских персонажей, женские персонажи менее авторитетны, чаще подвергают слова сомнению и ведут себя более покорно. Для исследования ученые использовали 1 276 сценариев фильмов с 1909 по 2013 год и создали онлайн-базу данных, показывающую различные гендерные восприятия на основе анализа речи.

Сотрудники Университета Невады в Рино также обнаружили, что женщины-супергерои, как правило, нуждаются в поддержке, демонстрируют страх, уязвимость и сексуальность, а также склонны использовать физические элементы при борьбе со злом. С другой стороны, мужчины-супергерои чаще действуют в одиночку, когда сталкиваются с конфликтом, и используют необычные способности и оружие. Эти выводы основаны на анализе Blockbuster.com 80 фильмов о супергероях с 1978 по 2009 год.

По данным Всемирного экономического форума (ВЭФ), на преодоление гендерного дисбаланса в различных сферах жизни потребуется около 100 лет. Однако увеличение числа женщин на экране может ускорить этот процесс», — считают в организации.

Путин утвердил 13-ю пенсию: получат все, кроме...
9 часов назад
30 минут назад Шойгу сообщил горькую новость для всей России
6 часов назад

Читайте также