Можно дарить подарки
Информационный бюллетень «Ростелекома» № 11 (122) ноябрь 2015 г.


В преддверии Нового года и рождественских праздников Департамент защиты активов ОАО «Ростелеком» хотел бы напомнить сотрудникам о том, при каких обстоятельствах следует обмениваться подарками с деловыми партнерами, чтобы не нарушить коррупционное законодательство. .
Во многих странах, включая Россию, свободное предложение стоимости со стороны коммерческих организаций или правительств строго регламентировано. В последние годы антикоррупционное законодательство нашей страны стало более строгим. Появляются правила о том, как их следует принимать, а также о подарках государственным и муниципальным служащим. Поскольку «Ростелеком» является государственной компанией, его сотрудники должны соблюдать некоторые ограничения, установленные ФЗ-273″ и другими нормативными актами.
Подарки или взятки?
На практике понятие «подарок» неоднозначно и в некоторых случаях может быть истолковано как взятка. Обмен дорогими подарками часто создает значительные репутационные риски, особенно в отношении должностных лиц или сотрудников государственных предприятий.
В СМИ все чаще появляются сообщения о том, что даже кризис не помешал государственным органам и сотрудникам государственных компаний совершать спорные и зачастую ничем не подкрепленные расходы на подарки.
Достаточно вспомнить печально известный скандал с «золотой кроватью Министерства внутренних дел» — набором мебели, приобретенным Министерством приемных центров на финансовые средства. Или многочисленные отчеты о расходах государственных корпораций на подарки и сувениры. В этот «почетный» список входят миниатюры из бивня мамонта, резные парки, книги-конверты с золотым переплетом, элитный алкоголь и другие предметы роскоши.
Чтобы избежать репутационных рисков, многие российские компании начали контролировать рынок подарков и системы учета подарков. Кроме того, некоторые организации с государственным участием приняли очень строгие правила, вплоть до полного запрета на принятие подарков.
В июне 2015 года в Компании были приняты правила приема и выдачи подарков. Это определяет принципы обмена подарками и регулирует использование подарков и памятной продукции сотрудниками.


офицер или бизнесмен?
Следует отметить, что установленный законодательством Российской Федерации запрет на дарение подарков на сумму более 3 000 рублей распространяется только на лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности и приравненных к ним. Другими словами, подарки сверх этой суммы могут быть сделаны другим контрагентам, т.е. сотрудникам коммерческих организаций. В любом случае, однако, должны быть соблюдены конкретные пределы стоимости и критерии донорства, указанные в нормативных документах. Надеюсь, эти инструкции помогут вам выбрать правильный подарок и определить, правильно ли вы поступили, приняв подаренное. Однако если у вас есть сомнения в том, как действовать дальше, обратитесь за советом в отдел защиты активов.
А как насчет других?
Все больше организаций придерживаются мнения, что подарки следует рассматривать не как признак щедрости, а как знак признательности деловым партнерам. Недавно у «Вымпелкома» появился документ, регламентирующий выдачу подарков. Президент компании, выступая на конференции поставщиков, обратил на это внимание и предупредил партнеров «не ожидать дорогих подарков от «Билайн» и не дарить их самим сотрудникам».
Способ получения
Сотрудники могут получать подарки от третьих лиц при следующих условиях
- Подарок не является систематическим (не более двух раз в год от одного и того же лица).
- Подарок не может повлиять на объективность решения сотрудника.
- Подарки вручаются в контексте протокольных мероприятий, деловых поездок или других официальных операций. День великого праздника, 8 марта и другие праздники не попадают в эту категорию. Следовательно, сотрудники не должны принимать подарки во время официальных праздников.
- Стоимость подарка не превышает 3 000 рублей (сумма определена в статье 575 Гражданского кодекса Российской Федерации).
- Подарок дарится открыто и не представляет для компании репутационного или иного риска.
Если хотя бы одно из вышеперечисленных условий не соблюдено, вы должны любезно отказаться от подарка и объяснить, что правила компании не позволяют вам его принять. Если возврат или отказ от подарка кажется оскорбительным, или если подарок вручен анонимно и отправитель неузнаваем, подарок должен быть доставлен в отдел защиты активов в порядке, указанном в правилах.
Как давать.
Если вы собираетесь сделать подарок от имени своей компании, вы должны соблюдать следующие принципы
